МДОУ детский сад № 4 "Малыш"

Адаптация


Решение  начать  водить ребенка в детский сад принимается взрослыми в силу разных причин. И уже приняв решение, мамы, да, и папы тревожатся за своего малыша, волнуются, насколько хорошо будет ему в новом доме без них, не будут ли обижать его сверстники, да,и взрослые. Много разных вопросов терзает родителей, решивших разделить сложнейшие задачи воспитания и обучения своего малыша с дошкольным учреждением.Как пережить разлуку на целый день? А вдруг он все время плачет? Может, лучшебыло бы отдать малыша в садик, когда он станет постарше? И т.д.

Вхождение в детсадовскую жизнь - очень трудный, эмоционально напряженный этап для всех: и родителей, и педагогов, и психологов, и, в первую очередь, для самих малышей. Ибудь ребенку 3, 4 года или 5 лет – привыкание к совсем новой жизни – ведь целый день не дома, не с мамой или папой – серьезная задача для любого.

Для того, чтобы  Ваш ребенок быстрее  адаптировался к детскому саду и изменившимся условиям, следует начать готовить малыша задолго до его прихода в свою группу.

На    подготовительном   этапе,   во-первых,   следует  готовить  малыша к общению  с другими детьми и взрослыми. Для этого стоит посещать детские площадки и парки, ходить на праздники, приглашать в гости сверстников ребенка и т.п.Важно наблюдать за поведением малыша, даже иногда в ущерб общению с другимиродителями. Если ребенок тянется к общению с детишками, но нерешителен или ему не удается найти общий язык с другими, если дерется или уединяется, следует помочь ему советом или предложить действовать с ним вместе. Родители должны показать, как можно действовать в непростых для него ситуациях: «Давай,познакомимся с этой девочкой. Скажи, как тебя зовут, и спроси, как ее зовут»или «Давай машинку дадим поиграть этому мальчику, а сами построим для неегараж» и т.п.

Во-вторых,  маме  нужно постараться  находиться  рядом с  ребенком  меньше,  чем обычно, постепенно увеличивать расстояние на прогулках между собой и малышом, на большее время оставлять его играющим в комнате, «вспомнив» о делах на кухне и т.д. Этому можно посвятить летние месяцы.

В-третьих,  следует очень аккуратно и  внимательно  давать обещания ребенку – не стоит обещать то,что сложно сделать или не входит в планы взрослых. Доверие – очень важная и ценная характеристика отношений между взрослыми и детьми. Уверенность малыша в том,что ожидаемое произойдет, поможет переносить в первое время пребывания в садике разлуку с близкими: «Ведь мама обещала, значит так и будет».

В-четвертых, необходимо рассказать ребенку о садике, о причинах, по которым он станет туда ходить.Пусть малыш поймет, что родители горды им и считают его достаточно большим,чтобы, как многие дети, он мог ходить в детский сад, что у детей, как увзрослых, есть своя «работа». Можно рассказать о том, как там бывает интересно,сколько друзей у него появится, чем они будут заниматься вместе в детском садике. Эта рекомендация имеет оборотную сторону – не стоит в этом слишком усердствовать и каждый день напоминать малышу об ожидающих его переменах, чтобыне сделать из предстоящего события проблему.

Также для благополучной адаптации ребенка к условиям детского сада не следует забывать о режиме и  питании ребенка. Ведь именно эти аспекты детсадовской жизни являются наиболее важными в процессе привыкания ребенка к детскому учреждению. Заранее ознакомьтесь с режимом детского сада и постепенно начните соблюдать этот режим дома. Как правило, часто плачущие дети по утрам –те, которые не выспались, которые поздно ложатся спать.

Слишком похоже обстоят дела и с едой. Нередко в детский сад приходят дети с такой избирательностью,что это грозит ребенку постоянным чувством голода. Причем эта избирательность –не медицинская рекомендация, как, например, у детей с пищевой аллергией. Просто к трем годам ребенок привыкает есть только, например, сосиски, копченую колбасу и макароны. А еда в детском саду часто сильно отличается от привычной домашней пищи. И если дома не вводить разнообразие в меню настойчиво и терпеливо, то завтраки, обеды и полдники в детском саду превратятся для ребенка в пытку.Нередко участие ребенка, его посильная помощь в приготовлении пищи помогает решить эту проблему.

Еще неприятности могут возникнуть из-за детской неумелости, отсутствия навыков самообслуживания:самостоятельно кушать, пить из чашки (встречается и такое), умываться, снимать и надевать штанишки, расчесывать волосы, обуваться и т.п. Следовательно, еще одним советом может стать рекомендация научить этому ребенка. Только овладение этими элементарными умениями требует немало терпения и изобретательности от мами пап. Но для ребенка это станет большим плюсом в период адаптации: он будет успевать вместе со всеми детьми, получать заслуженную похвалу за самостоятельность от воспитателей и сможет помогать свои сверстникам.

И еще, если говорить о предварительном этапе, остается один очень важный момент, который представляется ключевым. От него зависит вся подготовительная работа взрослых.Это - собственно ПРИНЯТИЕ родителями решения в пользу дошкольного учреждения.Означает это, что мама и папа не просто сказали себе, что начнут водить ребенкав детский сад. Они сознательно начали формировать у себя позитивное отношение кэтому событию. Ведь часто сами родители, их негативное отношение к детскому саду, страхи и тревоги, недоверие к воспитателям становятся причиной трудной адаптации малышей. Ребенку передается это эмоциональное отношение, он заражается тревогами и волнениями родителей в дополнение к собственным переживаниям.Необходимо психологически готовить себя и родителям.

В первую очередь родители должны быть убеждены в правильности своего решения. Трудности и переживания взрослых и ребенка в период адаптации должны быть оправданы.Сомнения же родителей в целесообразности посещения детского сада позволяют детям манипулировать ими, «проверять на прочность». Ребенок легче добивается незначительных уступок, которые впоследствии, как правило, приводят к уходу издетского сада.

Важно быть готовым ктому, что малыша станут оценивать в группе, ведь усвоение и соблюдение правил жизни в детском саду – необходимость, и не всегда он будет оказываться в числе лучших.

И еще. Целесообразно с самого начала родителям выстраивать отношения с детским садом как сотрудничество, видеть в воспитателях партнеров, заинтересованных в том, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в группе, полноценно рос и развивался. Если у родителей возникают вопросы, если что-то начинает беспокоить в поведении малыша или в его рассказах, стоит обсудить это с педагогами или психологом.

Однако плодотворный труд в период подготовки к детскому саду не означает, что можно расслабиться,когда малыш станет ходить в группу.

Очень сложными бывают приход в детский сад и расставание ребенка с близкими. Самым непростым дляродителей будет в это время оставаться уверенными, спокойными и терпеливыми.Если родители готовились вместе с малышом к детскому саду, то быстро и безболезненно преодолеть адаптационный период помогут следующие рекомендации родителям:

Собираясь в сад,рассказывайте, что интересное ждет ребенка в новом месте, делитесь с ним своими планами. 

Если малыш с трудом расстается с матерью, то лучше для всех, если первое время приводить в детскийсад станет отец или бабушка. 

Можно предложить ребенку брать с собой в детский сад игрушку. Она поможет ему не чувствовать себя первое время одиноко. 

По договоренности с воспитателями начните приводить ребенка на небольшое время – часа на 2 или допрогулки, постепенно увеличивая время пребывания ребенка в садике. Для того,чтобы оставить малыша на дневной сон, посоветуйтесь в педагогами. 

Расставаясь, не забудьте точно сказать ребенку, когда за ним вернетесь. И обязательно сдержитесвое обещание! 

Расставайтесь с малышом быстро, доверяйте его воспитателям. Ведь долгие прощания могут вызвать или тревогу у ребенка, или дать надежду, что маму можно удержать и не отпустить. 

Приходя за ребенком, не проявляйте обеспокоенность, не выясняйте у него, насколько плохо и грустно ему было, много ли плакал (это лучше выяснить у воспитателя). Не жалейте его, не ведите в магазин за конфетами и игрушками и пр., а похвалите, за то, что он провел время с ребятами в детском саду, поинтересуйтесь, что успел сделать. 

Оказывайте эмоциональную  поддержку малышу. В свободное от детского сада время старайтесь уделять ему больше внимания, придумывайте совместные игры и занятия (рисование,чтение, прогулки, беседы). Очень познавательной для родителей и полезной для ребенка станет совместная игра в детский сад: можно «проиграть» сложные для малыша ситуации и положительно решить проблемы через игрушку. 

Проследите  настроение ребенка, его состояние, когда он начнет проводить в детском саду целый день.Если он покажется очень уставшим, то старайтесь его забирать немного пораньше. 

Благополучное  и радостное  пребывание малыша в садике в основном зависит именно  от мам и пап, отих отношения к ребенку, к педагогам, которым доверили малыша. И напоследок хочется пожелать удачи и напомнить: каким бы ни был детский сад хорошим, а воспитатели - замечательными, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте,что он заменяет семью.

 

 
7 августа 2012 в 10:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.